Сколько ни говори "халва", во рту слаще не станет. Корпорации храбрятся и утверждают, что у них все хорошо и продажи восстанавливаются. Американские чиновники вторят им и заклинают рынок, что идет бурное восстановление. Все это происходит на фоне усиления эпидемии, и при этом большинство корпораций резко сокращают свои расходы, готовятся к затяжному кризису.
В Microsoft пачками закрывают проекты, какие-то на слуху, что-то прошло мимо широкой публики. Например, стриминговая платформа Mixer c 22 июля будет закрыта. И это только цветочки, так как сходные действия предпринимают почти все. В Google впервые недосчитаются доходов от рекламы, по итогам года оборот может упасть на 5%, до этого он всегда рос! И таких признаков кризиса не просто много, они проявляются во всем. Умирают как целые индустрии, так и отдельные направления в успешных корпорациях. Это еще не шторм, мы только готовимся к тому, чтобы войти в него. Но от того, как команды в корпорациях готовятся к будущему, становится не по себе, избавляются от всего, что не успело показать эффективность, что требует инвестиций и усилий. Корпорации всеми действиями показывают, что рынки будут только падать и это будет затяжное падение. В этом выпуске мы затронем только часть событий прошлой недели, что отлично иллюстрируют эту подготовку к кризису. Все избавляются от балласта, фиксируют убытки. Поехали!Microsoft отказывается от магазинов, доля онлайн-продаж смартфонов в США
В конце 2009 года Microsoft открывает первые несколько магазинов компании, прообразом стал магазин в штаб-квартире в Редмонде, там показывали новейшие устройства и то, как они работают. Выход Microsoft в розничный сегмент как в 2009 году, так и сегодня воспринимается как ответ на розничную программу от Apple, параллелей избежать невозможно. Очень часто магазины Microsoft располагаются неподалеку от Apple Store, это осознанное решение, этакая необъявленная война. Но все сравнения всегда не в пользу Microsoft, в их магазинах пусто и почти нет посетителей. Это становится предметом шуток о том, что Microsoft решили наглядно показать, что они не так уж и популярны, так как многие американцы и европейцы в это не верили. Картинка пустых магазинов и попытки создать очереди на запуске продуктов, когда первым покупателям дарят нешуточные подарки, например, XBox, только дополняют картину разгрома. Самой компании принадлежит 80 магазинов, преимущественно в США. Другими магазинами владеют партнеры, но создают их под чутким руководством розничной команды из Редмонда. С развитием линейки Surface такие магазины приобретают особое значение, это возможность показать свои компьютеры, дать их пощупать покупателям. На Пятой авеню в Нью-Йорке, неподалеку от стеклянного куба Apple, открывается флагман Microsoft. Ощущение, что конкурировать хотят на равных, быть везде, где есть Apple.
В условиях кризиса то, что делает Microsoft, оправданно, в компании сокращают убытки, которые тянут ее на дно, это не время, когда можно позволить себе дорогостоящие эксперименты. Одновременный убыток от закрытия магазинов составит 450 млн долларов, эти деньги спишут в текущем квартале. И пример Microsoft интересен тем, что многие компании могут пойти ровно тем же путем. На ум приходит Apple, у компании сегодня 510 магазинов в 25 странах мира, из них 271 магазин в США. Это явно избыточное количество, которое компания могла себе позволить в другие времена, но не сегодня. То, что в Apple начнут пересматривать число магазинов, не вызывает сомнений, так как компания живет ровно в том же рынке, что Microsoft и другие.
Сравнивать Microsoft и Apple в продажах железа в США смешно и глупо, так как первые продают железо, вторые - не только его, но и некий образ жизни. Наверное, стоит подобрать другой пример, который затрагивает нематериальную составляющую, а именно тот самый образ жизни, что бы это ни значило. Давайте посмотрим на Nike, этот производитель кроссовок и спортивной одежды является своего рода иконой в США, продажи всегда на высоком уровне. Нам эта компания также интересна тем, что она отчиталась о квартале, который у нее заканчивается 31 мая (он не совпадает с календарным кварталом, бывает и так). Продажи Nike упали год к году на 38%, выручка составила 6.3 млрд долларов. Основной причиной для падения называется пандемия, закрытие магазинов на территории США, это основной рынок - также как и для Apple.
Распространение вируса в США началось по новой, причем затронуты многие штаты. На прошлой неделе США поставили рекорд по числу заболевших за один день - почти 50 тысяч человек. Это приводит к повторному закрытию магазинов в разных регионах, например, в Хьюстоне Apple закрыли все свои семь магазинов. Стоимость такого закрытия? Миллионы долларов прямых убытков, десятки миллионов потерь в обороте. До этого магазины были закрыты почти два месяца без каких-либо исключений, и в отчете первого квартала влияние этого фактора не было учтено. И тут можно ожидать, что второй квартал для Apple покажет эти убытки, падение выручки. Если этого не случится, то можно утверждать, что финансисты компании просто занимаются преобразованием действительности в отчетах, так как падает весь рынок и исключений в рознице, в продажах нет ни для кого. И Apple не может жить отдельно от рынка, словно они такие же, как фондовый рынок США, что оторван от реальности целиком.
Часто, обсуждая каналы продаж, я встречаю мнение, что розница не играет никакой роли, так как все сегодня продают онлайн, тем более это так в Америке, стране, где так сильна Amazon. Каждый раз я отвечаю, что доля Amazon на рынке смартфонов и электроники ничтожна, это небольшой канал (слово "небольшой" условно, так как площадка продает много в деньгах, но мало в количестве как процент от каждого сегмента рынка). И обязательно всплывает обсуждение Apple и того, как хорошо они продают свои товары онлайн, что никто не покупает их в рознице, а 80%, 90% или даже почти 100% - это продажи интернет-магазина компании. Давайте посмотрим на исследование Counterpoint, которое развенчивает этот миф для США.
В компании считают, что онлайн-продажи в США выросли из-за пандемии, они составили 17% в первом квартале 2020 года (годом ранее 13%!). И тут, конечно, можно предположить, что Apple все равно огромна в этом сегменте, так как это инновационная компания и ее потребители покупают исключительно онлайн. Давайте посмотрим на график.
Доля продаж Apple только на один процент выше, чем у Samsung, чуда тут не произошло. Основные продажи Apple в США - это розничные каналы, как собственные магазины, так и таковые от операторов. В России онлайн-продажи - это максимум до 20% рынка в пиковые недели, в среднем это 16-17%, тут нет никаких отличий от США. Удивительно? Вовсе нет, так как российский рынок развит не хуже, а во многих аспектах лучше, чем американский. Но вера в то, что где-то реки наполнены киселем, неискоренима, отсюда заведомое превосходство в оценках того, что происходит на других берегах.
Мы живем во времена кризиса, который не имеет никаких аналогов по масштабу, и то, что происходит в рознице, только это доказывает. Это самое начало процесса, когда закрытия тех или иных магазинов, сегментов будут восприниматься уже как обыденность и не вызовут никакой реакции. Это станет нормой.
Умный дом и российский закон о хранении данных - дилемма для производителей
Каждый раз, когда хотел написать о том, что значит закон о хранении персональных данных жителей России внутри страны, что-то мне мешало это сделать. Но тут звезды сошлись в одной точке, из беседы с одним из чиновников услышал, что в сентябре будет кампания, направленная на решение этого вопроса, а заодно у нас вышел обзор увлажнителя от Dyson. Как связаны эти два события? Да самым непосредственным образом.
Трудно представить современную бытовую технику без возможности управления со смартфона, некоторые даже чайники оснащают возможностью выхода в интернет и сбора статистики, что лично я считаю данью моде, но не реальной необходимостью. Но в том же увлажнителе мне интересна возможность управлять им удаленно, смотреть статистику, настраивать устройство на смартфоне. Для этого существует приложение Dyson Link, для работы в России оно заблокировано.
Почему? Ответ кроется в том, что, согласно закону, производитель обязан хранить данные на территории России, а если он этого не делает, то его ждут штрафы. Начиная с 2 декабря 2019 года установлены размеры административных штрафов, для юридических лиц за первое нарушение он составляет от 1 до 6 млн рублей! Сумма внушительная для любой компании, и это явно не те деньги, что заложены в бюджеты производителей. Повторное нарушение закона будет приводить к большим штрафам. Для желающих почитать закон приведу то, что нужно смотреть: ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.
Обычно реакция людей на такие вещи сугубо негативная, мол, опять чиновники придумали что-то, а мы от этого страдаем. Или того хлеще - никто не будет следовать дурацким законам, все на них забьют. И при взгляде на тот же умный дом от Xiaomi или других компаний складывается ровно такое впечатление, что забили и продают как есть. Сервера стоят в Китае, собирают данные, и никого это особо не волнует. Так будет до поры до времени, поскольку никто еще не занимался тем, чтобы привести рынок к соблюдению этого закона.
Смысловая составляющая закона может обсуждаться в двух ипостасях. Первая - это то, что так просто правильно, данные граждан России должны храниться внутри страны. Это просто закон, и мне он не видится плохим и нарушающим права производителей. Понятно, что любые цифровые данные они смогут скопировать из России в любую точку мира, и никто им этого запретить не сможет. Да и никаких эффективных средств для контроля такой передачи данных просто нет.
Вторая ипостась интереснее и не так очевидна. Требование закона приведет к росту использования российских дата-центров, хранить эти данные внутри России означает, что мы получим загрузку мощностей. И это хорошее подспорье для бизнеса дата-центров, да и экономики в целом. Те деньги, что ручейком утекали в чужую инфраструктуру (китайскую, европейскую, американскую - неважно), останутся в пределах России. И для меня это выглядит как оправданное решение, так правильно.
Давно известно, что строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Но тут явно не тот случай, так как на примере того же умного дома можно увидеть, как легко блокировать его работу при нахождении серверов вне России. Операторы с удовольствием втянутся в эту “игру”, так как они сами создают свои, конкурирующие решения. И теперь локализация софта на уровне российских дата-центров станет необходимостью. Не думаю, что осенью начнут блокировать, агрессивно наказывать производителей, скорее мягко дадут понять, что пора меняться. А вот в 2021 году начнется контроль над тем, как они изменились.
Для покупателей это означает, что необходимо думать о том, как реализованы те решения, которые вы покупаете - где хранятся данные, куда стучится ваше устройство. Есть вероятность, что производитель слишком мал, чтобы соблюдать российский закон, и тогда он просто будет заблокирован, а вы начнете танцевать с бубном, чтобы заставить устройство работать. Вам явно этого не нужно.
Случись подобное лет 10-15 назад, и я сказал бы, что закон не будет работать, производители просто наплюют на него. Но сегодня все изменилось, международные корпорации больше не играют с государством в игры, та же Apple полностью и безоговорочно согласилась на предустановку российских приложений, с 1 января 2021 года они появятся на всех устройствах компании. Удивительно? Нет. Рынок слишком большой, чтобы можно было позволить себе уйти с него или не следовать законам, когда все другие игроки их соблюдают. Как-то незаметно это случилось, появилось больше порядка.
Мне сам закон о предустановке российских приложений видится сырым, много недочетов, и я неоднократно его критиковал, так как он во многом вреден для производителей. Тем не менее, отрицать, что весь рынок согласился с ним и играет по этим правилам, невозможно. Это уже случилось. А значит, и с хранением данных будет нечто подобное.
Война за 5G - Америка хочет конкурировать с Huawei
Пару месяцев назад мы обсуждали с вами то, что Nokia пытается отбиться от попытки недружественного поглощения извне. И компании удалось остаться независимой. Причина, по которой Nokia под ударом, хорошо описывается числом патентов на 5G, которые есть у компании.
Для Америки, что ведет борьбу против Huawei, в которой стремится не ослабить, а полностью уничтожить компанию, это вопрос будущего. Появление 5G - это вопрос доминирования в недалеком будущем, вопрос того, как можно будет развиваться, вести войны, торговать. Те же дроны, которые используются Америкой для нанесения ударов по территории других стран, с появлением 5G-сетей получат принципиально новые возможности, и защититься от них сможет только десяток государств, которые имеют достаточный уровень технологического развития, Россия в их число входит. Торговая война США против Китая - это часть борьбы за будущее, в которой никто не хочет проиграть.
В WSJ появилась интересная статья, где со ссылкой на чиновников из Вашингтона утверждается, что Америка готова создать все условия для того, чтобы американские корпорации, например, Cisco, поглотили таких игроков, как Nokia и/или Ericsson, и создали противовес Huawei. И это быстро и эффективно решит вопрос с 5G, создаст тот самый противовес, который так нужен США.
Меня смущает в этой истории только один момент - никто не спрашивает мнения Nokia или Ericsson. Впрочем, в большой политике мнение компаний не должно волновать чиновников. Другой момент, который заставил широко улыбнуться, это то, что якобы в Cisсo отбиваются от этого предложения и называют этих производителей слабыми. И если для Nokia эти слова вполне применимы, то для Ericsson они звучат как минимум оскорбительно, так как компания ни в чем не уступает той же Huawei и имеет сравнимые наработки.
Внешний слой и то, что скрывается внутри, всегда отличаются. Слова Cisco, если даже они были произнесены, предназначены для чиновников, это попытка объяснить нежелание на их уровне. В реальности, даже поглоти Cisco либо Broadcom эти компании, проблемы начнут сыпаться как из рога изобилия. Продажи как Nokia, так и Ericsson сегодня во многом определяются не только технологиями, но и политикой, их выбирают как альтернативные решения. Получи над какой-то компанией контроль США, и во многих странах, включая Россию, она станет не очень востребованной, потеряет рынок. В индустрии это понимают, а вот чиновники зачастую считают иначе.
Терзания Aмерики относительно того, что нужно создать гиганта под стать Huawei, понятны, убить компанию не получается, а с каждым месяцем она становится еще сильнее, все меньше зависит от США. И это приведет нас к однозначному обострению торговой войны, оно неизбежно. Ничего хорошего для мира это не принесет, можно считать, что это уже случилось.
Пионер фотографии пал жертвой кризиса - прощай, Olympus
Цифровые фотокамеры сегодня стали товаром далеко не первой необходимости, скорее это хобби, увлечение для тех, кто любит и хочет фотографировать. Как любое увлечение, оно не может считаться достаточно массовым, чтобы сформировать постоянные продажи на массовом рынке. Времена, когда цифровая камера была единственным способом запечатлеть красоты окружающего мира, прошли. Сегодня с этим прекрасно справляются смартфоны, и большинство людей считают, что их уровня качества достаточно.
Давайте посмотрим на общие продажи цифровых камер, это данные CIPA.
Больше данных вы можете найти вот тут.
Падение отгрузок год к году не вызывает сомнений (продажи еще меньше, они падают быстрее), началось все это намного раньше, но сегодня мы видим, как тенденция набирает обороты. В апреле можно считать, что рынок отреагировал на пандемию и резко сократился. В отсутствие туризма продажи цифровых камер испытывают еще большие проблемы, чем обычно. Перспектив у этого направления практически нет, поэтому компании начинают избавляться от активов. Первой ласточкой становится Olympus, фототехнику она начала выпускать в 1934 году и в эпоху пленочных аппаратов стала одной из самых популярных марок в мире.
В цифровую эпоху компания не смогла стать заметным игроком, хотя многие решения безо всяких скидок предвосхитили развитие рынка. Но не сложилось. Сегодня на рынке цифровых камер есть три основных игрока - Canon, Sony и Nikon. Самый агрессивный игрок - это Sony, они наращивают продажи, выдавливают других игроков и навязали бешеный темп выхода новых продуктов. Но это все равно падающий рынок для всех игроков.
И вот Olympus принимает решение выйти из фотобизнеса, соответствующее подразделение продают компании JIP (Japan Industrial Partners). Она известна тем, что занимается реструктуризацией бизнесов, например, они забрали бренд Vaio у Sony и попытались его оживить, таких примеров очень много. Не всегда это получается, поэтому JIP можно назвать в какой-то мере гробовщиками, они выжимают все что только возможно из купленных бизнесов, разбирают их до винтика, а потом продают отдельные вещи. Не удивлюсь, если камеры Olympus начнут производить какие-нибудь китайцы, что ищут известный бренд, а их продукция не пользуется особой популярностью. Смело можно говорить, что это смерть для Olympus как производителя фототехники, ничего иного эту марку не ждет в части фотокамер.
Но тут возникает другой важный вопрос - кто следующий? Без каких-то особых причин мне кажется, что это будет Nikon, просто такое ощущение. В Canon тоже не все отлично, анонсы новых продуктов выглядят как минимум удивительными. Например, Canon R5 - это камера для съемки видео, то есть направление развития таково, что компания уходит больше в видео, чем в фотографию. И при этом вычислительная фотография остается слабым местом для всех традиционных производителей фотокамер и техники, а вот производители смартфонов, напротив, уделяют этому направлению наибольшее внимание. В конечном итоге смартфоны станут снимать еще лучше, а обычные фотокамеры останутся уделом тех, кто профессионально занимается фотографией или считает это своим хобби. Увы, на наших глазах заканчивается эпоха, мир эволюционирует. Особых сожалений у меня нет, новое всегда заменяет собой старое, и все зависит только от нашего восприятия этого момента.
Бойкоты, изменение языка и другие приметы неспокойных времен
Читая новости о происходящем в Америке, невольно задаюсь вопросом, насколько я адекватен и как я понимаю этот мир. Порой кажется, что я в какой-то момент заснул, а пока спал, в этом мире что-то подкрутили и он необратимо изменился. Свержение статуй героев прошлых времен - это достаточно бессмысленная штука, а неуважение и незнание собственной истории ведет к очень большим проблемам в будущем. Но меня искренне удивило, что даже в такой аполитичной сфере, как технологии, нашлись те, кто выискал расовые оскорбления и требует их исправить. В технике обозначения для разъемов Master/Slave прижились с самых первых дней и никакого подтекста не имеют, нужно быть больным на всю голову, чтобы посчитать это расовыми предрассудками. Но теперь нашлись люди, что считают необходимым переименовать эти обозначения, найти новые, нейтральные имена. После этого вы правда можете считать, что с миром не происходит что-то неправильное?
Дальше - больше, в США и по всему миру разворачивается нешуточная борьба пчел против меда, то есть международных корпораций против социальных сетей. Корпорации снимают рекламу с Facebook/Instagram за то, что пользователи в этих сетях позволяют себе кого-то ненавидеть, высказывать свою точку зрения, в том числе проявлять расизм. Кампания под названием “Stop hate for profit” набирает обороты. Например, с 1 июля на целый месяц Coca-Cola прекратит размещать во всех социальных сетях свою рекламу. До этого от рекламы на Facebook отказалась Verizon, а также Unilever.
Такие публичные демарши - это заигрывание с толпой, которое имеет под собой правильные мысли, их даже можно, в теории, поддержать, но вот последствия этой истории выглядят совсем странными. Сама кампания “Stop hate for profit” направлена исключительно против Facebook, так как последний не занимает никакую сторону в беспорядках в США, позволяет высказывать как одну, так и другую точку зрения. Протестующие хотят наказать Facebook за это, так как нужно поддерживать, видимо, только их точку зрения (я не берусь оценивать, кто тут прав, вопрос именно в том, что одна протестующая группа считает себя самой правой на свете). Формально Facebook должен оставаться вне схватки и давать свою площадку для всех людей, по факту его вовлекают как сторону конфликта. И попытаются наказать рекламными деньгами, чтобы он выбрал “правильную” сторону. И мне это совершенно не нравится, так как на наших глазах возникает уродливый инструмент, продвинутый вариант цензуры.
Чтобы это было не так эмоционально, давайте представим, что существуют две противоборствующие группировки. Первая считает, что инуитам не нравится слово "эскимо", а вторые считают, что это приличное слово и никакой разницы, как его использовать, нет. Первые в силу каких-то причин привлекают внимание, становятся сильны, и их точка зрения поддерживается публично. И вот в магазин приходит человек, который написал в социальной сети, что иногда эскимо - это всего лишь эскимо, он хочет купить бутылочку Coca-Cola. Но ему не продают эту бутылку, так как он считает, что эскимо - это хорошо. И нельзя поддерживать расистов и давать им наслаждаться газировкой. Кажется бредом? Но именно к этому и идет Америка сегодня, когда замешивает бизнес, взгляды людей на тот или иной вопрос и пытается финансово наказать тех, кто не принял какую-то сторону. Бороться за права людей почетно и правильно, но эта борьба должна и может быть осмысленной, а не тем, как это выглядит в Америке сегодня. Это модно - поддерживать без разбора всех, оправдывать грабежи как форму протеста. То, что происходит на наших глазах, имеет далеко идущие последствия для всего нашего мира и того, как мы будем в нем жить. На мой взгляд, отрыв от реальности, количество заблуждений и их реклама, продвижение во всех каналах - все это только нарастает. Нужно ли с этим что-то делать? Безусловно. Необходимо трезво смотреть на мир. К сожалению, технологии становятся одним из инструментов в том, как наш мир хотят поменять, переформатировать под политику. И с каждым днем число изменений будет только нарастать, теперь в лицензионных соглашениях все чаще мелькает то, что “Пользователь” может быть любого пола (он, она, среднего или кем сам человек себя считает), зачем эта расшифровка, для меня остается непонятным. И ведь такие вещи появляются постепенно, отражают изменения в одном обществе, а не во всех странах на нашей планете. Мы улыбаемся и подтруниваем над этим, а для кого-то это дело всей жизни, борьба за права тех, кто считает себя рожденным среднего пола. И вот, вроде, я не ханжа, а меня от этого порой передергивает, так как никакого смысла в этом не вижу. Борьба с ветряными мельницами, в которых пока проигрывают история и памятники. Глядишь, скоро доберемся до книг, и Рэй Бредбери окажется пророком.
Предложите “правильные” названия для Master/Slave, чтобы они не оскорбляли чувства людей. Заодно наверняка вы вспомните и другие названия в технологиях, что способны кого-то оскорбить, мне на ум пришло с десяток привычных терминов.
Куда уходят пионеры - Segway исчезнет с рынка
Появление Segway открыло ящик Пандоры, популярность персональных средств передвижения на электрической тяге стала расти на глазах. Первый Segway был не просто продуктом-пионером, он стал доказательством того, что для города можно создавать принципиально другие средства передвижения, отличные от привычных мотоциклов или велосипедов.
Впервые Segway показали широкой публике в декабре 2001 года, он произвел фурор. Но стоимость в 5 000 долларов моментально сделала устройство доступным для единиц. К 2020 году было продано 140 тысяч Segway, хотя первоначально компания рассчитывала продать 100 тысяч штук в первые 13 месяцев, этого не случилось.
Высокая стоимость Segway обусловлена тем, что устройство создавали неубиваемым, у него максимальный срок службы. Инженеры сделали Segway таким, чтобы он работал и ехал даже в случае поломок отдельных элементов, и у них это получилось. В мире есть множество Segway, что имеют пробег в 100 000 километров, достаточно потрепаны внешне, но продолжают исправно работать, в них меняют только батареи.
Для обычных покупателей Segway оказался не по карману, слишком дорогой, громоздкий для городской квартиры, а за городом дороги зачастую не те, чтобы рассекать на таком двуколеснике. И на рынке стали появляться различные вариации: моноколесо, скейты с мотором, чего только не придумали. Жизнь в это направление вдохнул Segway, но теперь в компании приняли решение прекратить его производство. В обычной жизни основной спрос на Segway был со стороны правоохранительных органов в США (часто можно видеть полицейских на них в торговых моллах), а также по всему миру их использовали экскурсионные бюро. Прогулка по городу на необычном средстве передвижения.
Компания дважды меняла владельцев, поэтому нет ничего удивительного в закрытии первого продукта, он просто не востребован. Китайский Ninebot, владеющий маркой и правами на Segway, сегодня производит множество других устройств для передвижения, обычно название начинается с имени Segway, а дальше уже идет собственное имя модели. Десятки разных моделей вышли за эти годы, а компаний, что производят такие устройства, стало еще больше. В Москве привычно видеть курьера, доставляющего еду на моноколесе, он юрко едет по улице. То, что у курьера есть такое колесо, говорит о его доступности, а также применимости в городе для быстрой доставки чего-либо (курьеры покупают такую технику сами, им никто не дает колеса).
И то, что первоначальный Segway исчезнет с рынка, не так уж страшно. Свою задачу это устройство выполнило, оно открыло новую страничку в истории персональных средств передвижения, изменило городской ландшафт. Ностальгии при этом не возникает, так как мало кто пользовался Segway и испытывает к нему поистине теплые чувства.
Время, когда в компании решили закрыть производство, тоже неслучайно, кризис заставляет готовиться к тому, что дальше все будет иначе, нужны все ресурсы, которые можно высвободить.
P.S. События на рынке идут своим чередом, но чем ближе период отчетов за второй квартал, тем большее количество оптимизаций мы увидим. Компании предвосхищают плохие результаты, предпринимают все что только возможно, чтобы показать, что к кризису они готовы и делают все необходимое. Считать, что все закончилось и кризис миновал, можно только тем, кому полагается по должности вселять уверенность в окружающий мир. Мы стоим на пороге следующей стадии кризиса, что начнется этой осенью, и он будет заметно сильнее, чем весной. А поэтому нужно стоять по местам и делать свою работу.
Свежие комментарии