На прошлой неделе появилась новость от японского издания Nikkei Asia, что себестоимость новых iPhone 12 и 12 Pro примерно в 2,5 раза ниже их цены. У «про», например, все комплектующие оценили в $406 при его цене в $999. Это интересные числа, которые сами по себе ничего не значат — я не могу понять, много ли это для одного смартфона или мало.
Я решил немного углубиться в эту тему и посмотреть, как оценивают смартфоны конкурентов, чтобы понять, действительно ли Apple требует слишком много за свои смартфоны. И заодно нужно поднять вопрос, есть ли смысл вообще смотреть на себестоимость устройств.
Как оценивают себестоимость смартфонов
Цена смартфона для производителя складывается из множества факторов — помимо оплаты самих заводов и комплектующих, это заплаты всех сотрудников, аренда помещений, логистика, реклама, да еще и нужно делиться выручкой с магазинами. Поэтому, когда в новостях идет речь о себестоимости смартфона, то подразумевается только цена всех его комплектующих. Оценить реальную стоимость продукта для производства может только сама компания. Это, кажется, очевидные вещи, но их нужно на всякий случай проговорить.
Оценку комплектующих iPhone 12 и 12 Pro проводила независимая компания Fomalhaut по заказу Nikkei. Это максимально простой процесс — эксперты полностью разбирают смартфон, изучают происхождение всех деталей и оценивают стоимость всего, что найдут. Проблема как раз в последнем этапе, потому что в отчетах не уточняют, откуда берутся цены на комплектующие.
Подозреваю, что для каждой детали они пытаются найти среднерыночную стоимость, запрашивают информацию у заказчиков или отталкиваются от своей экспертизы и опыта. Это уже вызывает вопросы к правдивости подобных отчетов, но предположим, что они достаточно точные.
Сравнение
Чтобы понять, насколько адекватная цена у iPhone 12 Pro по отношению к себестоимости, нужно сравнить его с другими смартфонами. Но тут есть проблема, что компания Fomalhaut редко публикует свои отчеты в открытом доступе, поэтому придется сравнивать себестоимость от разных агентств. Удалось найти информацию о трех современных смартфонах.
Учитывая нестабильность рубля, сравнивать цену и себестоимость буду в долларах — так удобнее. Возьмем флагман iPhone 12 Pro, который в США продается за $999 без налогов. Напомню, его себестоимость оценили в $406, получается разница в 2,5 раза.
Samsung Galaxy S20 Ultra. Компания Techinsights оценила стоимость всех комплектующих премиального флагмана с камерой 108 Мп в $528, а на старте его продавали за $1399. Получается разница в 2,6 раза.
Xiaomi Mi 10. То же агентство Techinsights посчитало себестоимость китайского флагмана 2020 года, получилось $440. В США его официально не продавали, поэтому возьмем цену для Европы — 799 евро, или около $960 по курсу. Разница между ценой и себестоимостью в 2,1 раза.
iPhone SE (2020). По данным Fomalhaun, стоимость всех комплектующих нового «бюджетного айфона» составляет всего $217, а продают его за $399 — разница в 1,8 раза.
Из этих данных можно сделать ошибочные выводы, что Apple на новом iPhone SE зарабатывает совсем немного, а Samsung получает почти тысячу долларов с каждого Galaxy S20 Ultra. Но в реальности все намного сложнее. Одна компания может, например, снизить закупочную цену для магазинов, чтобы у продавцов было больше стимула продавать именно их технику. А для другого смартфона могут завысить закупочную цену, потому что на эту модель спрос сам по себе выше. Еще не стоит забывать, что бывают скидки в магазинах, а со временем производство каждого устройства становится дешевле. И таких нюансов может быть бесконечное количество.
Плюс — мы все еще держим в голове информацию, что оценку проводят сторонние компании по неизвестным методикам, а в себестоимость не входит множество остальных затрат производителей. К тому же есть дополнительные вещи, на которых могут экономить компании — качество упаковки, наличие аксессуаров и даже мощность зарядки. Тут в очередной раз вспомним, что Apple вообще убрала зарядку и наушники из комплекта. Так что в реальности один iPhone 12 Pro для Apple может стоить как $500, так и все $900 — мы узнаем правду, если только в интернет сольют внутренние документы компании.
Этим я хочу показать, что нам, обычным потребителям, нет смысла смотреть на себестоимость устройств — куда важнее финальная цена, и готовы ли вы столько заплатить за товар. Конечно, всегда интересно обсудить, как корпорации наживаются на бедных покупателях, но в этих делах лучше говорить о более конкретных вещах.
Свежие комментарии