По итогам первых 100 дней самоизоляции «Билайн» сделал классный большой аналитический отчет «Великая самоизоляция глазами оператора связи». В этом тексте хочу поделиться некоторыми выдержками. Но рекомендую читать отчет в оригинале на сайте. А также в «Билайн» провели обсуждение отчёта, пригласив на роль ведущего Алексея Пивоварова.
У него ещё есть канал «Редакция» на YouTube. Горячо рекомендую подписаться. А вот видео обсуждения отчёта «Билайн».Итак, «Билайн» сделал срезы в соответствии с классической пирамидой Маслоу, иерархично выстраивающей потребности человека.
В пирамиде 7 ступеней. 4 из них, так или иначе, подразумевают значительное потребление интернет-трафика. За время самоизоляции нагрузка на сети увеличилась многократно, ведь все мы смотрели онлайн-видео, слушали музыку, использовали видеосвязь для личного общения и рабочих совещаний. Например, по статистике «Билайн», средний трафик пользователя Skype увеличился в 3.2 раза, а трафик Facetime — в 2.9 раза. При этом трафик самых популярных у россиян мессенджеров — WhatsApp и Viber — в период самоизоляции увеличился на 42% и 52% соответственно. А прирост трафика в Facebook составил почти 32% по сравнению с обычным уровнем. Рост был во всех социальных сетях и мессенджерах. И, думаю, не я один столкнулся с проседанием скорости, когда буферизация фильма растягивается, а изображение в видеоконференции рассыпается на квадратики. Самоизоляция показала, что текущей пропускной способности не хватает и нужны новые технологии. Также стали ясны и другие последствия пандемии.
#1. Рост спроса на дистанционный формат
Крупные компании говорят о продлении режима «удалёнки», использование видеосвязи вошло в привычку, да и просмотры видео значительно выросли. Спрос на потребление контента и на офис в дистанционном формате значительное увеличился и продолжит расти. Всё это означает повышенную нагрузку на сети и требует дополнительных ёмкостей и пропускных способностей. И если вы думаете, что после отмены карантина всё вернется на круги своя, то ошибаетесь. За месяцы самоизоляции у многих изменились привычки. Потребность в 5G становится очевидной. «Билайн» считает, что с учетом этих запросов перед операторами еще более остро встает необходимость решения вопроса с частотами 5G, в первую очередь в диапазоне 3.4-3.8 ГГц как наиболее экономически целесообразном, чтобы разгрузить текущий диапазон.
#2. Рост спроса на бесконтактные услуги
Смотреть на кассира в маске и перчатках – это, конечно, весело, но очевидно, что есть запрос на «самообслуживание»: возможность купить продукты через интернет, одежду, да даже заказать сим-карты без посещения офиса. Всё это требует огромного количества курьеров. Полагаю, вы, как и я, особенно в первые дни самоизоляции столкнулись с нехваткой курьеров, вследствие чего сроки доставки увеличились на дни, а иногда и на недели. Если тренд сохранится, то, во-первых, произойдет снижение количества привычных нам магазинов, так как будет проще держать онлайн-витрину, чем оплачивать офлайн-розницу. К слову, уже некоторые крупные сети решили сократить количество магазинов, так что торговые центры недосчитаются доходов с аренды.
Во-вторых, бизнес столкнется с нехваткой курьеров. Решая эту проблему, появятся новые игроки, предлагающие delivery as a service, то есть «доставку как сервис». Ну и если раньше доставка дронами казалась смешной фантастикой, то теперь уже появилась реальная потребность. «Билайн» уверен, что «дроны и беспилотники однозначно займут определенное место в этой системе. Пиком развития тренда станут развитые сервисы c2c-логистики».
#3. Дистанционная идентификация
Это логичное следствие предыдущего пункта. Чем обширнее и сложнее ассортимент услуг, которые люди хотят получать удаленно, тем выше должна быть надежность самих сервисов. «Билайн» считает, что на смену SMS и пуш-уведомлениям придёт биометрия, чтобы люди смогли точно и надежно подтверждать свою личность цифровыми способами без физического присутствия.
Источник: gggggreport.ru
#4. Рост спроса на киберзащиту
Защита персональных данных всегда волнует пользователей. Некоторые компании, как, например, Apple, даже делают из этого УТП (уникальное товарное предложение). Однако «Билайн» приводит очень здравое замечание: быстрее роста популярности Zoom в эти месяцы был только рост количества публикаций об уязвимостях этой платформы групповых видеозвонков. И это никого не смущало: все продолжали радоваться возможности поставить себе на задний фон красивый вид на Хогвартс или башню Саурона. Следствием стали различные хакерские атаки, когда злоумышленники срывали уроки и совещания в Zoom. С подобным еще можно смириться, если это разовая акция, но когда видеоконференции и видеоуроки становятся повседневной рутиной, то сбои неприемлемы. Соответственно, возрастут и требования к качеству самих приложений, и понадобятся те, кто будет следить за прорехами в коде.
#5. Рост спроса на телемедицину
Боязнь заболеть, как и чувство беспокойства, когда человек, вошедший следом в лифт, кашлянул, ещё долго нас не отпустят. Посещение сайтов аптек выросло на 22%, а покупки категории «Аптека» – на 13%. Наибольший рост спроса в этой категории зафиксирован у пользователей до 25 лет (+22,2%). Вполне очевидно, что спрос на телемедицину, которая до последнего момента была скорее игрушкой, будет расти.
Согласитесь, что идея посещения поликлиники или больницы в период эпидемии не вызывает энтузиазма. Другое дело, если врач проведет прием онлайн. Тут развитие получат и средства удаленной диагностики, и возрастет запрос на повышенную точность в умных браслетах и других гаджетах, измеряющих показатели здоровья.
Впрочем, речь идёт не только об онлайн-консультациях. В конце ноября «Билайн» проводил демонстрацию, как 5G связь позволяет передавать 4К видео из операционной, как консилиум врачей может принимать участие в диагностике, находясь за сотни километров друг от друга. Тогда, в доковидную эпоху, это казалось занимательным, но ещё очень далеким от реальности. Теперь же очевидно, что есть потребность и будет спрос. И опять же нужен 5G.
#6. Тщательная уборка
Может показаться, что этот тренд напрямую не связан с технологиями, но это не так. Индустрия чистоты испытывает бум спроса, а средства дезинфекции льются литрами. Во всех общественных помещениях регулярно моют полы, поручни, ручки дверей. Сейчас этим занимаются люди, но очевидно, что, во-первых, это повышенная нагрузка на персонал, во-вторых, значительный расход моющих средств. Смешно, но нужны умные гаджеты или роботы, которые экономно, но точно будут обрабатывать все контактные поверхности или помещения в целом.
#7. Искусственный интеллект
Искусственный интеллект и роботизация – ещё одно логичное следствие роста потребности в умных гаджетах и в киберзащите. Тут, впрочем, следует понимать, что подразумевается искусственный интеллект не как в фильмах про «Железного человека», а такой, чтобы оптимизировал бизнес-процессы, распределял интернет-трафик и, конечно, обрабатывал огромный поток интернет-заказов, с количеством которых вручную уже не сладить и в плане обработки, и в плане общения с покупателями в чатах.
#8. Роботизация
Попутно коронавирус ускорил процесс роботизации на заводах. Из-за карантина многие заводы простаивали. Известная история, что в США люди столкнулись с дефицитом мяса, так как были закрыты заводы. Теперь предприятия активно вкладываются в модернизацию. Роботизация производства позволяет решить проблему. «Билайн» считает, что этого не произойдет ещё долго, так как многие операции чересчур сложны и требуют контроля. Но абсолютно точно, что постараются наладить удаленное управление многими процессами.
#9. Онлайн-технологии саморазвития
Полагаю, вы, как и я, заметили, как во время карантина всё переместилось в онлайн, включая даже занятия спортом, когда тренер по Zoom или даже через прямое включение в Instagram показывает упражнения, а все стараются дома повторять. Я так, например, пробовал йогой заниматься. А когда мы не могли встретиться с друзьями, то играли в настольные игры через интернет (есть прямо компьютерные версии, где кидаешь виртуальный кубик, достаешь карточки и т.д.).
Безусловно, от офлайн-форматов никто не откажется, но благодаря карантину все поняли, что онлайн может быть ничем не хуже. «Билайн» правильно отмечает, что «люди получили огромный стимул делать все это онлайн. И это хорошо, потому что так в области образования, развлечений и веллнеса будет еще больше конкуренции, а значит — стимула к развитию продуктов и услуг в интересах клиентов».
Вместо заключения: несколько занятных фактов про самоизоляцию
Детальное исследование можно прочитать на сайте: gggggreport.ru. Здесь же пройдемся по самым занятным открытиям.
Потребление операторских и ОТТ-сервисов, характерных для удовлетворения физиологических потребностей (попить, поесть, поспать, поразмножаться), выросло в сумме на 78.35%. Так, количество пользователей сервисов по доставке типа «Яндекс.Еда» и Delivery Club выросло на 35,5%. Самым популярными днями для заказов стали пятница, суббота и понедельник, что лишний раз подтверждает истину про тяжелый день.
А у сайтов для взрослых сбылась заветная мечта. В условиях самоизоляции, когда всё закрыто, а из дома без острой нужды нельзя выходить, ничто не отвлекает пользователей от посещений тематических ресурсов. Рост составил почти 58%. Видимо, особенно скучали мужчины, так как заходили в 7 раз активнее, чем женщины.
Интересно, что исследования в США сообщают, что в период карантина у многих сбился режим дня, а также люди стали меньше спать. И если первое утверждение «Билайн» подтверждает, говоря, что график активности стал больше соответствовать периоду новогодних праздников с поздним отходом ко сну, то второй пункт участники акции «Гиги за сон» опровергают. Люди стали в среднем спать на один час больше, по 9-10 часов.
Ещё «Билайн» отметил увеличение на 15% количества читающих пользователей сервиса «Билайн.Книги». Самые популярные книги по итогам апреля в сервисе — роман Нила Геймана и Терри Пратчетта «Благие знамения» (16+), «Бегущий за ветром» (16+) Халеда Хоссейни и «НИ СЫ. Восточная мудрость, которая гласит: будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперед» (16+) авторства Джен Синсеро. Вывод напрашивается сам собой. Люди пытались самоуспокоиться и сбежать от реальности, используя вымышленные миры Пратчетта.
За время самоизоляции на 54.2% выросло число тех, у кого есть кошка или собака. И если интерес к кошкам был не слишком значительным (+5,4% «кошатников» на самоизоляции), то количество «собачников» за это время выросло более чем в 2 раза. Интересно, что активнее всего собак заводили мужчины. Их число в разных возрастных категориях выросло в 2-3 раза. Женщин с собаками тоже стало больше, но число скромнее, +80.5%.
И напоследок – ещё один очевидный, но любопытный факт. По данным «Билайн.Аналитики», количество заходов на сайты знакомств выросло на 20%. Процитирую: «Число заходов на Badoo в период самоизоляции выросло почти на 30%, в то время как у Tinder и Fotostrana рост составил 14,2% и 14,6% соответственно. Лидером по росту интереса со стороны россиян на самоизоляции оказался сайт “знакомств для серьезных отношений” Teamo (количество посещений выросло на 93,7%)».
Напоследок: #10. Хомо Ремотикус и почему нужен 5G
«Билайн» придумал название для человека на самоизоляции – Homo Remotecus. Интернет для такого человека превратился в базовую потребность, такую же важную, как еда, вода или сон.
Homo Remotecus
Коронавирус помог ответить на вопрос, который часто поднимался в узкопрофессиональных кругах: 5G – это в первую очередь для умных машин или для людей? B2B или B2C? Стало очевидно, что 5G нужен всем. Принимая во внимание даже естественное развитие, понятно, что через несколько лет карантинная нагрузка из пиковой превратится в базовую. Высокая емкость и пропускная способность сетей 5G как раз помогут разгрузить сети текущего поколения и откроют дорогу новым услугам и сервисам, которые появятся для удовлетворения цифровых потребностей хомо ремотикуса.
Свежие комментарии