Очень часто мне приходится слышать о всевозможных хотелках, связанных с электроникой, причем личный, субъективный опыт преподносится как чаяния миллионов. Рассуждение тут всегда одно и то же: если мне нужно такое устройство, то наверняка таких людей, как я, миллионы во всем мире, а то и миллиард наберется.
Отчего-то конкретно в этом случае осознание себя как особенного, уникального и неповторимого человека дает сбой, а собственные желания переносятся на весь мир. Это ровно то, что я называю информационным шумом, который можно смело игнорировать, ничего толкового из попытки ему следовать не получится. Классическим примером неосвоенной рыночной ниши можно считать компактные смартфоны с небольшим размером корпуса и, соответственно, экрана. Если на минутку поверить всем тем, кто ратует за такой форм-фактор довольно небольших устройств, то их рыночная доля должна быть заметной. Но все эксперименты с выпуском компактных смартфонов проводятся не от хорошей жизни, в них ударяются компании, когда дела обстоят не лучшим образом и нужно как-то расширить модельный ряд, выйти за рамки привычных тенденций. По этому пути шла компания Sony, когда запускала серию Compact, но потом благополучно от нее отказалась. В данный момент что-то подобное делает Apple, у компании два компактных смартфона – iPhone SE 2020, а также iPhone 12 Mini.Но давайте оставим в покое iPhone 12 mini и подумаем, почему любая из таких моделей обречена на провал в рамках современного рынка, что не дает взлететь популярности компактов. Ответ нужно искать в том, как развиваются смартфоны, ключевым фактором для них стал рост диагонали экрана год к году. Даже появление гибких экранов – это ровно та же тенденция, дать в компактном корпусе больший по размерам экран, обойти ограничения обычной конструкции. Ровно к той же тенденции надо отнести исчезновение рамок, выпячивание соотношения площади экрана и поверхности телефона, для многих компаний это уже почти сто процентов. Развитие этой тенденции привело к появлению множества технологий, например, производители научились прятать фронтальные камеры в экране или даже под экраном, отказались от разговорных динамиков или сделали их незаметными. Маркетинг каждого производителя на планете десятилетие работал над тем, чтобы убедить покупателя, что рост диагонали экрана – это не только хорошо, но и объясняет, почему растут цены на устройства. Вчера вам продавали смартфон с диагональю экрана в 5 дюймов, сегодня это уже 5.5, 6, 6.5 или почти 7 дюймов!
Все новое людей страшит, и, конечно, слышны голоса, что эта гонка ведет в никуда, а небольшая диагональ экрана комфортна, поэтому не нужно наращивать диагональ. Более того, часто слышно высказывание о том, что маленькая диагональ хороша тем, что можно поставить железо послабее, сделать такой аппарат доступным. И знаете, что? Некоторые производители поверили в это и попытались сделать такие смартфоны для звонков, а все остальные функции в них отошли на второй план. В них было все, что только может вам понадобиться, – камера, браузер, возможности установки приложений и далее по списку. Но достаточно простой чипсет, небольшая батарейка (вам же только звонить!). Из последних моделей можно вспомнить Samsung Galaxy A41.
На полке магазина, как правило, можно было посмотреть несколько моделей А-серии от Samsung. Одним из самых популярных смартфонов по соотношению цена/качество является Galaxy A51 либо младший А31. На их фоне выбрать А41 можно только из-за размера, никаких других причин тут быть не может. И вот тут покупатели делились на тех, кто выбирал либо А51, либо А31. Опрашивая покупателей, мы столкнулись с очень интересной закономерностью, многие люди спрашивали аппарат поменьше, так как совсем не ориентируются в смартфонах, не понимают их отличий. Они хотели купить телефон поменьше не потому, что он им нужен, а оттого, что им казалось, что небольшой смартфон должен быть доступнее по стоимости. На практике оказалось, что это просто их выдумки, которые не подтверждаются в магазине. Понятно, что это не основная масса покупателей, но сама причина такого первоначального выбора звучит любопытно.
Давайте пойдем дальше и посмотрим, сколько людей покупали тот же А41 для себя, в личное пользование. И тут нас ждет очередное удивительное открытие, процент покупок этого аппарата для кого-то еще оказался максимальным среди всех моделей – каждый второй телефон приобретали не для себя. Обычно в качестве пользователя называли либо ребенка, либо пожилого родственника. И тут ограничение размера экрана выступало как подтверждение представлений о необходимом для этих групп пользователей: покупаю телефон для звонков, а не для игр. Сами представления смутны и сильно разнятся с желаниями тех, кто получает эти аппараты. Спросите любого ребенка, насколько ему хочется получить смартфон с небольшой диагональю экрана, и получите однозначный ответ.
Давайте посмотрим на то, кто покупает iPhone 12 mini и зачем. При сходной с обычным iPhone 12 цене выгоднее купить его, так как размер экрана комфортнее. Но есть целый ряд покупателей, которые выбирают в качестве второго смартфона именно такой аппарат. То есть это второй телефон для звонков. Заблуждением было бы утверждение, что современный телефон можно купить только для звонков, все равно люди пользуются всеми возможностями, просто не так часто, и размер экрана становится ограничением, также как и довольно дохлая батарея.
Заметной аудиторией для iPhone 12 mini стали дети богатых родителей, для многих это был первый iPhone. Этакий символ успеха родителей, которые снабдили своих детей дошкольного возраста игрушкой. В категории покупателей iPhone SE присутствует множество тех, кто приобретает аппарат для звонков, но нет тех, кто покупает его детям как символ успеха, так как цена не располагает к такому восприятию устройства.
Тут мы подобрались к еще одному осознанию, что такое компактный смартфон для рынка. Это устройство, которое покупают детям и пожилым людям, он воспринимается вне основных линеек продуктов. И поэтому компактные аппараты далеко не для всех. Интересно, что в это описание отлично вписываются те, кто хочет выделиться, не хочет быть как все. Такие люди зачастую выбирают смартфоны малоизвестные, не слишком массовые, и выбор компактов как второго аппарата отлично дополняет их образ.
Можно ли оживить рынок компактных смартфонов, сделать эту нишу заметной в продажах? На мой взгляд, в текущих рамках развития рынка это практически невозможно. Единственным стимулом может стать дисконт на такие модели, когда вам продадут начинку флагманской модели по цене в два раза более низкой. Но никакой экономики за таким предложением быть не может, отсюда и нежелание производителей экспериментировать в этом направлении.
Мы начали называть компактными моделями такие аппараты, как Galaxy S21, хотя его размеры условно можно назвать небольшими. А разница с большим S21 Ultra не так уж велика.
Все познается в сравнении, компактность – это также не зафиксированный на все время размер. Например, первые смартфоны были по современным меркам компактными моделями с экранами до 4 дюймов, а потом пошло-поехало, и устройства стали расти в размерах. В современных условиях устройство с диагональю около 6 дюймов уже воспринимается как компактное, причем таковым оно и является в современной системе координат (да и сравнивая с моделями прошлого, мы увидим, что оно удобнее во всем).
К сожалению, желание купить компактный смартфон либо проистекает от незнания собственных потребностей, либо присуще тем, кто хочет нишевое, не очень популярное устройство. А значит, у производителей просто нет причин выпускать такие модели для массового рынка, рассчитывая на объем продаж. Обычно в такие эксперименты пускаются, когда нужно любой ценой увеличить объем продаж, расширить линейку, добиться каких-то отгрузок, так было в случае с Apple. Партнеры компании в России не расширяют закупки iPhone 12 mini в 2021 году, а, напротив, их сокращают. На сером рынке примерно такая же история, спроса на mini нет. И это не проблема конкретного аппарата, изъян в самой идее, что в мире есть заметное число людей, которые хотят компактный смартфон. Опыт показывает, что покупателей на такие устройства крайне сложно найти.
Свежие комментарии